Содержание
Многие задумываются о том, как прописать человека в квартиру, но далеко не каждый знает, куда обратиться для прописки в квартиру, и какими правами будет обладать человек после регистрации. Более того, некоторые граждане полагают, что прописка дает им право на долю в квартире собственника.
Что дает человеку прописка
Чтобы разобраться с тем, какие преимущества есть у прописанного человека, необходимо обратиться к базовому определению «прописка». Законодательно данный термин не установлен, однако существует такое понятие, как постоянная регистрация.
Правила регистрации регламентированы ПП №713 от 17.07.1995 г. Согласно пояснениям Верховного суда №4П, регистрация или ее отсутствие никакими правами и обязанностями гражданина не наделяет. Таким образом, прописка в новой квартире подтверждает лишь сам факт присутствия человека в данном городе по указанному адресу, не более.
Основания для приобретения права собственности согласно п.2 ст.218 ГК РФ:
- договор купли-продажи;
- мена;
- получение в дар;
- наследование.
Таким образом, права собственности на жилье не возникает: претендовать на недвижимость собственника в случае его смерти жильцу не приходится.
Важно! Зарегистрироваться можно только при согласии собственника дома.
Где можно оформить прописку в своей квартире
Оформиться можно в территориальном МФЦ – услуга «Мои документы», в миграционной службе МВД, а при наличии подтвержденной учетной записи – через портал «госуслуг».
Как прописаться в новой квартире
Для того, чтобы ответить на вопрос, как прописаться в квартиру к собственнику, необходимо пройти специальную процедуру, предусмотренную законодательством РФ.
Самый быстрый механизм, который позволит гражданам зарегистрироваться, следующий:
- Выписаться из старого жилья в случае переезда в другой город. Сроки выписки варьируются от 2 недель до месяца. Выписываться можно 3 путями: при смене места проживания, по доверенности и через госуслуги.
- Обращаться в паспортное отделение по месту планируемого проживания, где прописываются в квартиру. Составить заявку по 6-й форме. За ребенка моложе 14 лет заявление заполняет родитель либо опекун. Уточнить, какие документы нужны, чтобы прописать человека. Обычно это паспорт, для детей – бумага о рождении, собственнику – выписка ЕГРН, документ на право собственности, а также договор основания на покупку, если собственность была приобретена по договору купли-продажи.
- Пройти процедуру верификации – сотрудники паспортного стола возьмут все бумаги на проверку. В среднем процедура занимает от 1 до 2 недель.
- Забрать паспорт после уведомления. Обычно сотрудники паспортного стола назначают дату заранее.
Важно! Бывает, что граждан, которые находятся на учете в военном учреждении, прописывать отказываются без снятия с учета со старого военкомата, что не является обоснованным требованием согласно закону. В данном случае личное дело каждого гражданина – спорить и подавать на сотрудника МФЦ в суд либо последовать его инструкциям.
К вышеуказанному необходимому пакету документов приложить лист убытия и военный билет, получить регистрационную карту №9 и отправиться в военкомат, вернуться в ГУВ МВД и показать отметку об учете на новом месте.
Как прописать временно человека в квартиру
Чтобы прописать в квартире мужа, ребенка или других лиц, необходимо обратиться в свою управляющую компанию и заполнить форму 6 заявления: писаться в обязательном порядке должно заявление о согласии каждого собственника данной квартиры, достигшего возраста 18 лет, а также написать свои данные на листке прибытия.
Важно! Чаще всего заполняется 1 бланк на всех, поэтому явиться нужно всем собственникам сразу. Если все собственники не могут по своим причинам присутствовать в момент регистрации нового члена семьи, достаточно оформить доверенность у нотариуса.
Как временно зарегистрировать человека?
С собой необходимо иметь оригиналы и копии следующих документов:
- удостоверения личности;
- права на жилье;
- договора купли-продажи (при наличии);
- комплект документов прописывающегося – лист убытия, паспорт и военное удостоверение.
Стоимость документов варьируется в зависимости от города
Выдача документов длится в среднем неделю.
Важно! Если у прописанного лица родится ребенок, то его прописка в квартире согласия собственников не требует.
Сколько стоит выдача документа о прописке
Для тех, кто хочет регистрироваться и получить прописку в городе Москве, расценки в 2018 г. установлены следующие для временной регистрации:
- 4,5 тыс. руб. для граждан РФ за 1 год;
- 4,5 тыс. руб. для граждан СНГ за 1 год;
- 10 тыс. руб. для прочих граждан с российской визой.
В разных регионах России постоянная прописка стоит от 900 до 1,5 тыс. руб.
Штраф за просрочку в прописке
На постоянную регистрацию по адресу нового проживания в 2018 г. дается 1 неделя согласно ФЗ № 5242. Что касается прописки на временной основе, то в данном случае гражданам дается 90 дней. Это сделано для того, чтобы граждане могли путешествовать по России.
Основания для неуплаты санкции согласно ст. 19.15 КоАП:
- прописка в одном и том же субъекте;
- проживание у родственника ближайшего.
Штраф выписывают сотрудники МВД, а также участковые.
Размер неустойки для гражданина в случае отсутствия документа о регистрации составляет:
- в Москве – от 2,5 до 5 тыс. руб.
- в Санкт-Петербурге – 2,5 тыс. руб.
Важно! Те собственники, в доме которых проживают люди без прописки, облагаются штрафной санкцией в размере 3-5 тыс. руб., а в случае с организациями штрафы могут достигать колоссальных размеров – до 800 тыс. руб.
Для новорожденных также предусмотрена процедура обязательной регистрации. После рождения малыша на его прописку выделен всего 1 месяц. Штрафы составят от 2 до 5 тыс. руб. для тех, кто не успел вовремя оформить своего ребенка. При регистрации в доме отца ребенка мать должна дать письменное согласие.
Важно! Для того, чтобы обжаловать решение сотрудника МВД о выдаче штрафа, необходимо написать заявление в прокуратуру с указанием уважительной причины, объясняющей опоздание в регистрации штрафа. Чем больше доказательств будет представлено, тем выше вероятность выиграть спор. Желательно прибегать к показанию частных свидетелей.
Если все же штрафа избежать не удалось, то необходимо оплатить его в МФЦ, любом отделении Сбербанка по указанным реквизитам, а также через портал «Госуслуги».
Процедура прописки граждан в России весьма прозрачна: главное, не нарушать сроки подачи заявления в регистрирующий орган. Важно помнить про то, что прописка не дает права собственности на недвижимое имущество. Однако без регистрации гражданин не обладает всеми правами, например, официально работать без прописки невозможно.