Понятие «удостоверение личности гражданина РФ» не имеет конкретного определения в законодательстве России. В существующих на сегодняшний день правовых деловых бумагах данный термин не значится. Согласно статье 16 Федерального Закона (ФЗ) от 2002 года, участвовать в референдумах могут граждане, личность которых подтверждена рядом справок.

Документ, удостоверяющий личность, относится к юридически значимым бумагам и оформлен согласно требованиям федерального законодательства. Не каждый сертификат, включающий ФИО, штамп и фотографию может обладать юридической силой.

Характеристика удостоверений гражданина

Отличительными чертами удостоверения личности на 2018 год считаются:

  • стандартный блок персональных сведений;
  • наличие сведений о прописке;
  • наличие данных о семье и детях;
  • информация о воинской принадлежности;
  • информация о наличии загранпаспорта;
  • наличие кода государства;
  • наличие кода владельца, считываемого с помощью специальных машин;
  • наличие индивидуального номера;
  • наличие символики страны.

Федеральный Закон

Подделать подобного рода документ невозможно ввиду особенностей изготовления бумаги. Удостоверение выдается органами службы миграции под контролем Правительства РФ.

Аналоги паспорта

К аналогам паспорта относятся:

  • удостоверение личности на территории РФ;
  • загранпаспорт;
  • паспорт дипломатического представителя;
  • Загранпаспорт, выданной по устаревшей форме, согласно правилам и требованиям советского времени;
  • военный билет;
  • временная бумага с информацией о лице, используемая в период замены паспорта;
  • военный билет, выданный по соответствующим правилам во времена Советов;
  • паспорт, выданный в соответствии с правилами оформления документов в советское время;
  • справка, подтверждающая личность зарубежных граждан, прибывших на время в страну или загранпаспорт;
  • паспорт моряка;
  • свидетельство о рождении;
  • удостоверение, идентифицирующее работников прокуратуры.

Главным удостоверяющим личность документом считается общегражданский паспорт россиянина единой формы, выдаваемый лицам, достигшим 14 лет. Оформить заявление на его выдачу можно в местных отделениях ФМС или на сайте государственных услуг РФ. При подаче заявления в электронной форме, местом сдачи документального пакета считается многофункциональный центр. Для зарегистрированных лиц доступна услуга онлайн-отслеживания стадии оформления.

Здание МФЦ по ЦАО Москвы

В первый раз паспорт может выдаваться при наличии:

  • свидетельства о рождении;
  • заявления на выдачу;
  • 2 фотографий, соответствующим требованиям.

Дополнительная информация! Получить необходимую информацию о том, какие документы нужны для его получения, а также чтобы подтвердить сведения о лице, можно на официальном сайте государственных услуг.

В случае повторного обращения за получением паспорта РФ, перечислить необходимые бумаги можно следующим образом:

  • идентифицирующее личность свидетельство;
  • заявление, заполненное на месте;
  • цветные фото в количестве 2 шт.;
  • квитанция об оплате госпошлины (350 рублей);
  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о расторжении брака (при наличии).

Важно! При оформлении документа по месту прописки, срок выполнения процедуры составляет не более 10 дней с момента регистрации документов. При подаче заявления по месту фактического проживания (местожительства), отличающегося от места прописки, процедура займет не менее 3 месяцев. Пребывание гражданина в неродном регионе подтверждается временной регистрацией, получить которую можно в ФМС.

В случаях необходимости, можно использовать загранпаспорт лица вместо паспорта гражданина РФ.

Аналоги паспорта зарубежных подданных и апатридов

При оформлении недвижимости в российском государстве, многих иностранцев волнует вопрос о том, является ли вид на жительство документом, удостоверяющим личность.

Для лиц без определенного гражданства, к документам, удостоверяющим личность (аналогично подданным иностранных государств ) относится:

  • паспорт гражданина зарубежного государства, выданный в соответствии с соглашением между странами;
  • вид на жительство;
  • разрешение о проживании неопределенное время;
  • справка, заверенная иностранным государством, которая подтверждает личность без гражданской принадлежности;
  • выданное на период рассмотрения дела о присвоении гражданственности удостоверение личности;
  • свидетельство беженца;
  • временное свидетельство, выданное в период проверки ходатайства о присваивании статуса беженца.

Таким образом, вид на жительства не заменяет паспорт гражданина РФ.

Оформление загранпаспорта

Обратите внимание! Согласно решению Верховного суда в Москве и Кассационной коллегии, удостоверение водителя содержит набор данных (реквизитов), с помощью которых можно идентифицировать личность. Однако в списке документов, утвержденном в ФЗ, водительское удостоверение отсутствует. Это касается также всех нормативно-правовых актов.

Особенности временного удостоверения личности гражданина

Несмотря на то, что данное удостоверение имеет юридическую силу, на его использование введены некоторые ограничения:

  • невозможность оформления постоянной прописки;
  • невозможность применения для выдачи загранпаспорта;
  • сложности с покупкой авиабилетов;
  • отсутствие доказательств о несовершеннолетних детях;
  • нельзя осуществить кредитные операции;
  • нельзя получить банковский денежный перевод;
  • отсутствие прав на приобретение вкладов в банковских структурах;
  • невозможность заключения брака;
  • невозможность заверить ценные бумаги у нотариуса.

Не удостоверяющие документы

К ряду документов, не обладающим юридической силой в вопросах идентификации лица, относят:

  • рабочие удостоверения (юриста, медицинского работника и других);
  • студенческий билет;
  • пенсионное удостоверение;
  • различные виды социальных карт;
  • страховой медицинский полис;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • трудовая книжка;
  • диплом о полученном образовании;
  • аттестат.

Подобные документы отражают статус человека в обществе, а также его причастность к социальной структуре.

Здание ФМС Москвы

Таким образом, паспорт как основной государственный документ человека выдается в органах миграционной службы по достижении лицом четырнадцатилетнего возраста. На момент замены или потери, удостоверение можно заменить документами, описанными ранее. Паспорт гражданина рекомендуется иметь при себе, чтобы не выглядеть подозрительным у представителей правоохранительных органов.