Содержание
Большая страна подразумевает наличие развитой системы органов местного самоуправления, так как централизованной государственной власти не удержать контроль над выполнением законов, не обеспечить в полной мере социальную поддержу населения и прочие действия государства, направленные на повышение уровня комфорта граждан.
Однако, какие-то назначенные и выбранные местным электоратом органы власти в регионах РФ эффективны и реально работают на благо вверенных им территорий, а кто-то напротив, злоупотребляя оказанным доверием, начинает работать против населения или не замечая его. В таких случаях государство предусмотрело порядок обращения граждан в случае возникновения ситуаций ущемления их прав и свобод, бездействия властей и т. д.
Что такое 59-ФЗ
Закон 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является основным документом в редакции от 2017 года, наравне с сопутствующими законами 53 и 56, защищающими права рядового гражданина в случае необходимости подачи жалобы на государство или частное предприятие в вышестоящие инстанции.
Любой совершеннолетний резидент РФ вправе высказать собственное мнение перед государством, которое, чаще всего, выражается в следующих обращениях:
- Возникающие предложения. Многие граждане, при пользовании услугами, предлагаемых государством, подчас не просто недовольны ими, а готовы внести реформы, позволяющие значительно улучшить уровень обслуживания населения.
- Ходатайства – прямые указание на недовольство, критикующие заявления, ответы на ущемление прав и т. д.
- Жалобные письма – появляются, когда граждане отчаялись получить какую-либо услугу от государства, и обращаются в вышестоящие органы, способные повлиять на госучреждение и наладить там порядок работы. Достаточно часто подобные жалобы поступают на бездействие и некомпетентность медицинского персонала больниц и поликлиник.
Обратите внимание! Порядок подобных обращений прописан в ст. Федерального Закона, который значительно облегчает жизнь людей.
При этом законными правами к оформлению того или иного обращения наделены следующие категории коренных жителей РФ:
- Постоянные резиденты страны.
- Коалиции граждан с едиными идейными ценностями и общим капиталом (различные коммерческие предприятия, благотворительные организации, гуманитарные миссии и т. д.).
- Государство также предусматривает и защиту прав мигрантов, легально проживающих на территории страны, поэтому они могут также обращаться к органам власти наравне с апатридами.
Приём населения в администрации
Важно! Если обращения недовольных граждан нацелены на урегулирование работы госпредприятия, то все заявки рассматриваются в соответствии с 59-ФЗ без назначения пошлин за оказанные услуги.
Какие органы рассматривают обращения граждан
Все указанные выше лица имеют право адресовывать свои обращения в следующие государственные структуры:
- Непосредственно в органы местного самоуправления на районном и региональном уровне, на имя руководителей администраций.
- В органы государственной власти федерального уровня, обращаясь к их главам и заместителям.
- При ущемлении прав в районных департаментах госорганизаций, обращение должно идти в головной офис данного учреждения.
- В любые госучреждения, организующие работу социального обслуживания граждан, таких как здравоохранение, транспортная инфраструктура муниципалитета, культурные учреждения и т. д.
Обратите внимание! При обращении граждан ответственные лица указанных организаций обязаны взять поступившее им ходатайство, зарегистрировать его и поставить в очередь на рассмотрение и принятие решения с последующим приказом устранить нарушение.
Основные положения 59-ФЗ
Закон выпущен в виде свода статей, каждая из которых подчиняется своему разделу, представленных в содержании брошюры в упорядоченном виде, а именно:
- Первый раздел консультирует о правах дееспособного населения, которое может осуществлять обращения в госорганы.
- Далее идёт перечень учреждений и уполномоченных сотрудников, к которым можно писать обращения в зависимости от их типа.
- Следующий раздел описывает права граждан при обращении, а также гарантии их безопасности.
- В четвёртом разделе собраны по группам все типы обращений, которые может написать гражданин.
- Описываются общие требования к содержанию обращений, их формулировкам, точности изложения, причём как в письменном, так и в устном виде в ходе личного визита к уполномоченным представителям органов власти.
- Шестая глава разъясняет гражданам детали и сроки анализа ходатайств пере принятия по ним решения.
- Седьмой раздел вводит заявителей в курс дела на предмет контроля за ответом на обращения граждан и уровне ответственности госучреждений.
- Последний раздел рассказывает об убытках, которые были понесены в ходе анализа ходатайств, а также правилах компенсации по ним.
Все главы закона дают гражданам полную информацию по их правам и уровню ответственности за каждое написанное ходатайство или жалобу в органы государственной власти, уполномоченные регулировать возникающие конфликтные ситуации.
Что именно контролирует ФЗ и в каких случаях требуется его применение
ФЗ об обращении граждан является универсальным, затрагивающим все интересы граждан при обслуживании их госучреждениями любого уровня. Это позволяет гражданам ссылаться на его статьи практических во всех сферах социального обслуживания при защите своих интересов.
Важно! Главная идея закона, заключается в понятии неотделимости конкретного коренного жителя нашей страны от всей системы государственного урегулирования, что позволяет гражданам отстаивать свои права абсолютно при любом недовольстве работой госорганов.
Однако, существует ряд государственных организаций, по отношению к которым закон не может быть применён, так как они обладают определённым иммунитетом относительно жалоб граждан:
- Любые судебные ходатайства, как в арбитражный, так и конституционный суд.
- Все заявления, связанные с возбуждением уголовного дела и ведением данного процесса до вынесения приговора.
Неприкосновенность указанных организаций обеспечивается их статусом, так как многие заявления граждан на другие органы сводятся именно в судебное разбирательство, действия которых считаются правомерными в любом случае.
Основные формы обращений
Федеральный закон предполагает 3 основных формы обращений в различные инстанции госучреждений:
- Частные типы обращений – случаются в тот момент, когда граждане, желающие заявить о бездействии или некомпетентности госучреждения являются на личный приём к непосредственному руководителю данной или вышестоящей организации. В случае же когда жалоба или ходатайство подаются несколько раз без результата со стороны учреждений, то обращение может последовать к главе местной администрации или к более значимому руководящему госоргану. Данная категория обращений всегда выражается в устной форме от физического лица, действующего от своего имени, либо представляющего интересы группы единомышленников или юридических лиц.
- Уведомление в письменной форме – поступает в канцелярию учреждения посредством отправки заказного письма через сервисы «Почты России», либо с использованием услуг курьерской службы. Каждый день данные обращения распределяются в очередь на рассмотрение и принятие по ним решения. Бумага может быть составлена как индивидуально либо группой частных лиц, чьи права были ущемлены при обращении в госорганы.
- Обращение в форме петиции – жалоба, заявление или предложение, составленные от лица инициативной группы и подписанной большинством населения муниципального образования с целью внести корректировки в действующее законодательство.
Важно! Для комфорта частных лиц на территории нашей страны действует единый информационный портал «Госуслуг», который предоставляет гражданам дистанционные опции на интернет-портале. При входе на страницу среди имеющихся сервисов есть также иконка «Приём обращений граждан». Однако, физлицо имеет возможность использовать сервис только при наличии у него активированной учётной записи, получаемой в регистрационных центрах портала – филиалах «Почты России» или отделениях Минкомсвязи.
Детали, указываемые в обращении и процедура регистрации документа
Любое письменное обращение от граждан или юрлиц должно подчиняться определённому регламенту оформления документов. Так, в 2018 году, каждое заявление должно содержать в себе следующие данные, приведённые в списке:
- Наименование государственного ведомства, в адрес которого подаётся ходатайство, а также указание его локации.
- Все личные данные обращающегося лица, включая адрес по прописке и номер доступного телефона для связи и уточнения деталей.
- Основной текст заявления – цель обращения, краткое описание сложившейся ситуации и возможные пути её разрешения.
- ЧЧ.ММ.ГГГГ написания ходатайства.
- При наличии – приложение сопроводительной документации или файлов, обосновывающих обращение.
- При обращении через e-mail и «Госуслуги» фиксируется адрес активной электронной почты активиста.
При личном обращении, регламент изложения проблемы в устной форме зависит от уровня образования и умения грамотно выражать свои мысли заинтересованного лица.
Важно! Каждое обращение гражданина должно быть зафиксировано для ведения архива, сбора статистики и контроля ответных действий.
Фиксация уведомления происходит в следующем виде:
- При написании ходатайства – в реестр вносится регистрационный номер сразу при приёмке обращения.
- Устные уведомления надиктовываются на диктофон, либо под протокол.
- Прошение в электронном виде должны быть сохранены на сервере учреждения, в архиве.
Каждый сохранённый документ или аудиозапись могут понадобиться при проведении оперативных действий или расформировании учреждения по результатам множественных обращений.
Основные этапы и сроки анализа обращений граждан
Действующим законодательством нашей страны установлены некоторые этапы анализа обращений граждан, приведённые в перечне:
- Приёмка и регистрация ходатайства от гражданина.
- Сортировка обращений по типу силами канцелярии госоргана.
- Рассмотрение документа, при необходимости – перенаправление его в другую госструктуру
- Запрос уточняющих сведений от заявителя, а в исключительных случаях – привлечение его самого к обсуждению нарисовавшейся проблемы.
- Принятие решения и организация активных действий для урегулирования ситуации.
По итогам рассмотрения обращения, консультант госоргана уведомляет заявителя в письменном виде о принятом решении по проблеме, либо констатирует факт, что ходатайство осталось без рассмотрения.
Ответственность за невыполнение ФЗ
Конечно, на соблюдение регламента требуются определённые сроки, пока все этапы будут пройдены, но закон требует соблюдения 30-дневного периода на проведение всей процедуры. Однако при наличии каких-либо обосновывающих факторов и документов, либо изменений в ходе рассмотрения, период рассмотрения может быть продлён, например, при необходимости выполнения проверки учреждения, на который поступила жалоба с привлечением местного ОВД, следственного комитета, органов МВД, МЧС и Генпрокуратуры РФ.
Прокуратура, в частности, является уполномоченной госорганизацией, на которую возложен контроль за исполнением 59-ФЗ. Это означает, что при нарушении требований законодательного документа, на ответственных за рассмотрение обращений граждан может быть наложен штраф, а в исключительных случаях грозит возбуждение уголовного дела.
В заключение надо сказать, что принятие описанного выше закона, обеспечивающего контроль за обращениями граждан – несомненный плюс для государства, в отдельных регионах которого, за пределами Москвы и области, могут процветать произвол местной власти и коррупция. Закон направлен исключительно на защиту интересов конкретного гражданина и вселяет в него веру в возможность оказания влияния на властные и прочие государственные учреждения, работающие на благо населения.